Порядок действия граждан при приобретении технически сложного товара - ненадлежащего качества.
Жизненные реалии таковы, что когда-нибудь мы все равно приобретем товар ненадлежащего качества. Причем чем чаще мы вступаем в соответствующие правоотношения, тем больше такая вероятность.
Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрены последствия продажи товара ненадлежащего качества;
сроки, в течение которых потребитель может предъявлять требования о недостатках товара;
сроки, в течение которых эти недостатки устраняются либо происходит замена на аналогичный товар;
сроки выполнения отдельных требований;
ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя,
права потребителя на обмен товара.
Знание норм этого Закона позволяет потребителю реализовывать свои права.
Рассмотрим права потребителей при покупке технически — сложного товара ненадлежащего качества.
Перечень технически сложных товаров (утвержден постановлением Правительства РФ):
1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним
2. Мотоциклы, мотороллеры
3. Снегоходы
4. Катера, яхты, лодочные моторы
5. Холодильники и морозильники
6. Стиральные машины автоматические
7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами
8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Обратите внимание, что потребитель вправе требовать замены или возврата любого технически сложного товара, не входящего в данный перечень, в течение всего гарантийного срока при любом выявленном недостатке.
Если в приобретенном технически — сложном товаре обнаружен недостаток, покупатель вправе (право выбора принадлежит потребителю) требовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Недостаток товара признается существенным если:
- носит неустранимый характер;
- не может быть устранен без несоразмерных затрат времени;
- выявляется неоднократно;
- проявляется вновь после его устранения и т.п.
Таким образом, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленный признаков, качество товара следует считать ненадлежащим, а товар — имеющим существенный недостаток. Факт невозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием. Для подтверждения факта повторного появления недостатка достаточно справки или квитанции об устранении этого недостатка ранее, а также подтверждения возникновения недостатка вновь.
Воспользоваться вышеуказанными правами, потребитель может только в том случае, если ненадлежащее качество товара не было оговорено продавцом при покупке. Если же при покупке товара отдельные недостатки были оговорены, это не лишает покупателя права предъявить претензии по поводу других обнаруженных недостатков, которые не были оговорены при покупке.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Таким образом, если вы обнаружили в товаре недостаток, следует обратиться в предприятие, где был приобретен товар, с претензионным письмом. Претензия имеет произвольный вид, оформляется в двух экземплярах, один с реквизитами о принятии (передаче) ее продавцу остается у Вас.
После получения требования от потребителя, продавец (изготовитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в такой проверке.
В случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет. При этом потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если экспертиза покажет, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Если экспертиза покажет, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, продавец (изготовитель) обязан выполнить требования потребителя.
Образец претензии при обнаружении недостатка в товаре
Кому: Руководителю
(укажите полное наименование продавца и его адрес)
от
(укажите свою фамилию, имя и отчество и адрес)
ПРЕТЕНЗИЯ
05 января 2009 г. я приобрел в Вашем магазине телевизор марки ( ) стоимостью ( ) рублей. На телевизор был установлен гарантийный срок продолжительностью 24 месяца.
После 12 дней работы в телевизоре обнаружена неисправность: пропадает изображение, вследствие чего я не могу пользоваться товаром.
В соответствии со ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» прошу устранить возникшую неисправность, обеспечив доставку некачественного товара за Ваш счет и в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставить мне в трехдневный срок безвозмездно на время ремонта телевизор, обладающий такими же основными потребительскими свойствами, также обеспечив доставку за свой счет.
В случае, если будет принято решение о проведении проверки качества (экспертизы), прошу заблаговременно письменно проинформировать меня о месте и времени ее проведения для реализации мной права участвовать при проведении проверки или экспертизы товара.
Или другое требование:
В соответствии со ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» прошу заменить телевизор ненадлежащего качества на телевизор этой же модели и (или) артикула или на телевизор другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. В случае, если для замены товара Вам потребуется более семи дней, то в соответствии со ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» прошу предоставить мне в трехдневный срок безвозмездно на время ремонта телевизор, обладающий такими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.
В случае, если будет принято решение о проведении проверки качества (экспертизы), прошу заблаговременно письменно проинформировать меня о месте и времени ее проведения для реализации мной права участвовать при проведении проверки и (или) экспертизы товара.
Или:
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» прошу расторгнуть договор купли-продажи и требую вернуть уплаченную за товар денежную сумму.
В случае необходимости проведения проверки качества (экспертизы), прошу заблаговременно письменно проинформировать меня о месте и времени ее проведения для реализации мной права участвовать при проведении проверки или экспертизы товара.
Приложение:
Копия чека
Копия гарантийного талона
Копия технического паспорта
Документы, расчет убытков, документы, подтверждающие заключение договора займа/кредита (в случае приобретения товара за деньги, полученные в кредит)
Дата:
Подпись:
Помните, что потребовать устранения недостатка в товаре Вы можете у любого контрагента. Право выбора того, кому оно будет заявлено, принадлежит Вам, уважаемый потребитель. В случае заявления такого требования продавцу, он не вправе отсылать Вас в Сервисный центр, а обязан лично и самостоятельно предпринять меры и обеспечить устранение недостатков в товаре.
В случае неполучения ответа на претензию, известите продавца о том, что Вы будете обращаться в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области (его территориальные отделы) с требованием пресечь нарушения действующего
законодательства, а также в судебные органы с целью защиты своих нарушенных прав, прав потребителя.
сперто вот от сюда
http://64.rospotrebnadzor.ru/consumer_l ... /techslog/