Совместные покупки в Черноземье! http://sp-kupimvmeste.ru/ |
|
Подготовка родителей к школе http://sp-kupimvmeste.ru/viewtopic.php?f=84&t=21001 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Werba [ 28 дек 2011, 00:42:26 ] |
Заголовок сообщения: | Подготовка родителей к школе |
Психолог Данила Гуляев Ребенок идет в школу - это начало нового цикла жизни семьи, и нового кризиса. Весьма сложного для всей семейной системы, для всех участников - и для родителей, и для ребенка. Для ребенка это тяжелый период, потому что он теперь живет как бы в двух мирах - малом семейном и большом школьном. И у этих двух миров разные нормы, разные правила. Ребенок, чтобы быть успешным, должен соответствовать и тем, и другим. В детском саду было проще - там не было требований такой интенсивности. А тут - ужас, в общем то, если представить себе переживания ребенка в этой ситуации. И ребенок может быть травмирован этим удвоением-усложнением требований к нему. От опыта первого класса может зависеть судьба человека - у него могут возникнуть неблагополучные отношения с другими людьми, проблемы с жизненной активностью, волевой деятельность, самоуправляемостью, которые могут потом преследовать его всю жизнь. Но главное все же - не то что происходит в большом мире, а то, как реагирует на успехи ребенка его малый мир - семья. Потому что обратную связь на свои успехи и неудачи в школе\социуме ребенок получает в семье - одобрение или порицание, поддержку или помехи. И эта обратная связь может способствовать развитию, а может и блокировать его. В системной теории выделили три основных типа влияния семьи - два дисфункциональных, которые приводят к проблемам, и один функциональный благополучный. О них полезно знать родителям, чтобы понимать свои действия, и сознательно выбрать подход, а не как бессознательное выведет. 1) Гиперсоциализирующая семья. В такой семье родители занимают сторону социума\школы, а не сторону ребенка. Чтобы получить одобрение и поддержку в такой семье, ребенок должен соответствовать всем требованиям чужих взрослых - учителей, завучей, директора, родителей других учеников. Даже если эти требования не совсем адекватны, а школьные взрослые - самодуры. Неуспешный в чем-то ребенок лишается семейной поддержки. Можно сказать, это такое предательство ребенка, очень для него болезненное. В итоге, ребенок начинет ориентироваться на мнение других людей, развитие его личности блокируется - ему нельзя быть самостоятельным, отдельным, иметь свои чувства и мнение. Часто из таких детей вырастают дети с внешним локусом контроля, зависимые, с избегающим поведением, да и много с чем другим. Самое обидное, что родители так себя ведут не со зла, конечно. Совершают предательство, не потому что Иуды, а потому что очень беспокоятся за ребенка - они хотят, чтобы он был успешным, адаптировался в обществе, всему научился. Ему же дальше жить - самый частый аргумент. 2) Гипосоциализирующая семья (диссидентская). В такой семье от ребенка требуется соответствие внутрисемейным нормам в ущерб новым нормам, которым ребенок обучается в школе. "В нашей семье так не принято, ты не должен делать так, как эти подонки", "Настоящие Ивановы никогда не будут дружить с Петровыми", "Твоя учительница ничего не понимает, не слушай её". А как не слушать учительницу - она же двойку поставит! И как не дружить с одноклассниками - окажешься в изоляции. А за двойку родители будут ругать, потому Ивановы не получают двоек, как всякие там Петровы. Семья требует невозможного - быть успешным в новой среде, не налаживая с ней позитивный контакт. В итоге, ребенок оказывается между огней, между Сциллой семьи и Харибдой школы. Для него это мучительно, потому в школе нужно осваивать новые нормы, иначе у тебя постоянно будут конфликты - с одноклассниками, учителями. Либо его будет отвергать семья. На самом деле, я описал наиболее утрированный вариант гипосоциализующего влияния семьи. Оно может быть более мягким, незаметным - просто родители помаленьку отвергают и обесценивают всё новое, что ребенок получает вне семьи. При этом требуют от него успешности в учебе. Мол, здесь не улица - веди себя, как у нас принято. В итоге, у ребенка возникают конфликты в школе, формируются негативные установки в общении, агрессивность и и в то же время постоянные чувство вины и страх отвержения. 3) Поддерживающая семья. Такая семья не сдает ребенка социуму, и не требует верности себе. Родители помогают ребенку в возникающих у него сложностях, поддерживают, дают развиваться. Самое сложное - найти баланс межу подержкой и мотивацией. Дать понять ребенку, что вы заинтересованы в том, чтобы он слушался старших в школе, хорошо учился, и в то же дать понять, что вы всегда на его стороне, даже если что-то у него не получается. "Мы тебя любим и принимаем, мы не дадим тебя в обиду, но мы хотим, чтобы ты старался и делал то, чему тебя учат в школе. И мы тебе в этом поможем". В основе такого подхода лежит постоянное позитивное общение с ребенком, обсуждение с ним его сложностей. Вы наверное знаете книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребеноком. Как?"- это прекрасная азбука для родителей первоклашки. |
Автор: | Werba [ 29 фев 2012, 17:19:36 ] |
Заголовок сообщения: | |
Чем дольше я работаю и общаюсь с маленькими детьми и их родителями, тем более ярым противниеом раннего развития я становлюсь. Есть масса детей, которые в 5-6 лет уже и читают, и считают, и кучу всего умеют. Родители зачастую торопятся поскорее отдать своих замечательных детей в школу. Отчасти это тешит родительское самолюбие, да ещё немалое влияние оказывает расхожее мнение о том, что "потом ему скучно будет в школе, он уже и так всё знает". Ну и вообще, все побежали - и я побежал. Проблема только в том, что готовность к школе имеет мало связи с умением читать. Человек, хорошо различающий на вид марки автомобилей, демонстрирует нам некие навыки и умение запоминать информацию. Но этот навык никак не связан с его умением водить машину по городу. Это совершенно разные навыки! В школе требуется умение ориентироваться в новом пространстве и в разных новых ситуациях, умение быть одним из многих, а не единственным и неповторимым, умение отступать нужное количество клеточек, произвольное внимание, произвольная память, умение работать, не отвлекаясь, и многое-многое другое. (Скажем, мама может быть уверена, что у ребёнка прекрасная память, ведь он цитирует любимые книжки, рекламные ролики и мультики близко к тексту. Но это непроизвольная память, "оно само запомнилось", а в школе нужно уметь запомнить именно то, что попросили. Это совершенно другой тип памяти.) Чтение и счёт, увы, отнюдь не самые первые и важные навыки, которые необходимы первоклассникам. Школа - это некий социальный институт, это некий набор правил, он не хорошо и не плох сам по себе. Все люди разные, и все дети - тоже, поэтому не бывает универсальной школы, которая подходила бы любому ребёнку, и универсального учителя, который бы идеально подходил для всех. Кому-то больше подходит домашнее обучение, а кому-то - куда лучше подходит обычная школа со строгими рамками и чётким сводом правил. Но вот есть одна штука, которую важно помнить - школьная зрелость и мотивация у детей до 6 лет чаще всего слишком слаба, и поэтому школа оказывается слишком большим стрессом для многих детей. Кто-то справляется, но становится слишком тревожным. Кто-то начинает носиться и вопить. Кто-то заикается или начинает писаться по ночам. По мне, так лучше лишний год посидеть дома со здоровым ребёнком, чем потом поить его и себя успокоительными, таскать ребёнка по неврологам, лечить тики и заикание... Среди родителей, которые обращаются за помощью к психологам и психоневрологам по поводу детей 6-7 лет, проводили опрос, и оказалось, что больше 70 % детей, у которых возникли проблемы, это дети, которых отдали в школу до 7 лет. http://janemouse.livejournal.com/848394.html |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |