Совместные покупки в Черноземье!
http://sp-kupimvmeste.ru/

Образ мужчины в советских фильмах
http://sp-kupimvmeste.ru/viewtopic.php?f=125&t=34327
Страница 1 из 1

Автор:  Werba [ 30 ноя 2012, 11:13:51 ]
Заголовок сообщения:  Образ мужчины в советских фильмах

Марина Озерова:

недавно я задавала вопрос о популярных советских фильмах, где фигурируют отношения мужа и жены либо мужчины и женщины. Сначала хочу сказать, что понятие "популярный" это не "то, что лично я люблю" (поэтому некоторые ответы получились не совсем верные), а "то, что любят массы". Это те фильмы, которые народ "разобрал" на "крылатые фразы", словечками откуда шутят, когда все понимают, откуда цитата, и т.п.
Все прежде начатые темы я не забыла :), сейчас просто гораздо медленнее все пишется, но именно в данный момент очень хочется начать разговор о подсознательном образе мужа для постсоветских женщин.

Итак, как бы мы что ни любили, и какое бы воспитание не получили, у нас был один и тот же общий "фон". К тому же существует такое понятие как "общественное сознание", и общественные нормы и модели так или иначе касаются каждой личности (иначе у нас не было бы такой проблемы - как же не отдавать ребенка в садик, ведь так делают все!). Для начала мы допустим крамольную мысль, что каждый из нас, даже самый просвещенный и правильный, вырос все же в таком обществе, где были приняты определенные образы и модели поведения.
Сегодня я скажу только про фильмы - по завету Ильича, именно кинематограф стал в СССР главным орудием "промывания мозгов". Начнем с популярных фильмов про отношения мужчины и женщины. Конечно, это не потому, что были специальные злобные режиссеры, получился такой результат. Просто и режиссеры и актеры также были носителями определенных подсознательных моделей, выработанных данным обществом.

Мы тут в сообществе много говорили о том, что жена по отношению к мужу должна прежде всего испытывать уважение, и что даже сильная любовь недостаточна без этого самого безусловного уважения. Именно безусловного - не тогда, когда он начнет много зарабатывать или купит новую машину, или продвинется по карьерной лестнице, или ... а УВАЖАТЬ ВООБЩЕ, просто так, потому что он - муж.
Если знать, что визуальный образ - самое эффективное внушение нужной идеи, и если учесть, что очень большой процент нынешних жен не имели реального примера в семье (хотя бы потому, что многие семьи были неполными) - получится очень печальный вывод.
Практически во всех популярных фильмах мужчина - такое презренное и примитивное существо, полное ничтожество, он предстает таким придурковатым слабаком и растяпой, что к нему можно испытывать ну что угодно, кроме уважения. Можно испытывать любовь, жалость, что хотите, но не уважение. Мужчина получается низшим существом, которого надо жалеть и опекать (жалость можно испытывать к кому-то, кто слабее тебя. У вас может быть ассоциация со словом "жалость", например, "пожалеть силача"? "ПОжалеть великана"? Нет, жалость - это как к бедненькой бездомной собачке. Но герои-мужчины в фильмах чаще всего вызывают именно жалость. Тот, кого жалеют, не может быть наравне, и тем более - выше того, кто испытывает жалость. Одновременно жалеть и уважать тоже не получится. Но очень многие персонажи-мужчины показаны именно в ЖАЛКИХ образах.

Даже любовь возможна совершенно к "недостойным" образам: например, как в фильме "Афоня", или "Влюблен по собственному желанию". Вызывают эти персонажи любовь? Эдакие принцы на белых конях? Да ну, что вы. Но вот - любят же их героини. Такие превратности. Ну можно многое списать на поговорку о том, что "любовь зла", но уважения эти самые персонажи никак не вызывают. Да, героини их подобрали, и, как говорил Матроскин "отмыли-отчистили", и теперь водят за ручку и опекают. И даже любят. Но хэппи-энды предполагают, конечно, что мы представляем себе развитие сюжета - как эти жены будут своих мужей устраивать на работу, следить чтоб не пили, чтоб не гуляли, чтоб... и так далее.
Женщина - "я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик", а мужчина абсолютно беспомощный негодяй, у которого зато красивые глаза и очень хрупкая психика.
Комедии, кстати, в этом плане более серьезны по силе внушения, чем просто художественные фильмы - именно смех создает такую почву в нашем подсознании, когда мы принимаем что угодно в положительном свете. Кстати, о комедиях - "Бриллиантовая рука" - Семен Семеныч, конечно, ужасно комичный и забавный, но представить его серьезно в роли мужа и отца никак не получится. Опять же - совершенно беспомощный во всех отношениях, такой миленький дурачок, но не более. Доверить ему пойти в булочную? Смешно даже.
В ряду популярных комедий нельзя не сказать про Шурика - он, конечно, очень славный и смешной, но мы же понимаем, что Лидочка будет его опекать и оберегать даже при том, что он ведет себя очень по-рыцарски и пытается спасти ее от злой собаки. Нет, он так всю жизнь и будет в коротких штанишках валиться в открытые люки, а она его вытаскивать и водить за ручку. Он - уважаемый мужчина?
Еще очень популярная комедия - "Иван ВАсильевич меняет профессию" подтверждает эту самую модель "жена - мужчина, муж - ничто". (достаточно вспомнить, как Бунша прячется от своей жены, все это напоминает нашкодившего ребенка, которого мама ищет, чтобы наказать).
Многие написали фильм "Служебный роман" - это просто апогей этой самой модели. Даже при том, что "Прокопья Людмиловна" в конце концов принимает более женственный образ, мы ж понимаем, кто в доме хозяин? И очень показательно, как Верочка говорит, что НОвосельцев был своим детям "мать". Ему действительно больше подходит женская роль, нежели мужская. Это такой жалкий и несчастный тип, его можно именно "жалеть", и даже полюбить из жалости.
В фильме "ЛЮбовь и голуби" две очень сильные женщины пинают туда-сюда совершенно беспомощного и жалкого мужчину ("паразита", как очень точно говорит его жена). Он даже уйти от нелюбимой Раисы к любимой Надюхе может только после того, как та его отлупила по щекам! Он говорит в тот момент "хорошо"!
"ирония судьбы, или с легким паром!" - это не фильм, это ФИЛЬМ!!! знаю людей, до которых до сих пор без этого фильма встреча НГ невозможна. Как без салата оливье. Что мы видим: Наденька и сама говорит про Женю в начале, что он "омерзителен", и это чистая правда. И как бы он потом не играл на гитаре и не хорохорился, но он же так и будет маменькин сынок, который скачет в спущенных штанах по квартире! А ведь Наденька сама за ним поехала. Пока он за ней ухаживал в ее квартире и объяснялся, ей было неуютно и непривычно в роли женщины. Ей нужно добывать мужчину самой, что она и сделала в конце фильма. Ипполит не потому отверженный, что скучен. Просто потому, что к нему невозможно испытывать жалость даже тогда, когда он мокрый выходит на мороз и когда у него заплетается язык, у него совершенно маскулинный образ. Другое дело - Женечка, который абсолютно точно вписан в "жалкий" и недостойный уважения образ из Наденькиного подсознания, а заодно и подсознания миллионов зрительниц, обожавших этот фильм. Ничего, что совершенный инфантил и зовет на помощь маму, зато как красиво поет.
Фильм "По семейным обстоятельствам" вообще может предстать коллекцией визуальных образов и настоящим социологическим срезом советского общества. Там не только семейные отношения, где женщина - глава семьи (неважно, есть муж или нет - и мать, и дочь там "строят" бедного мужа), но и отношение к ребенку, который всем мешает жить - тоже очень правдоподобно. Самое забавное, что мать, выйдя замуж, продолжает ту же самую линию - она выходит за жалкого, зависимого от мамы мужчину, и сама, в свою очередь, подчиняется старшей Хозяйке.
"Москва слезам не верит" - казалось бы, в конце все сбалансировано. Гоша очень маскулинный, хочет быть "главнее" жены и все прочее. Но этот самый хэппи-энд - несколько минут. А до этого более двух часов зрителям внушают, что женщина должна на себе вытянуть и ребенка, и хозяйство, и работу, и проблемы подруг. и только тогда, когда она со всем этим справится, тут и придет мужчина - на готовенькое. Иначе никак.

разговор продолжим позже, пока подумайте по теме :)

Автор:  юле4ка [ 30 ноя 2012, 22:04:00 ]
Заголовок сообщения: 

fc0b05

Автор:  to4ka [ 30 ноя 2012, 22:10:59 ]
Заголовок сообщения: 

Да уж, известное дело :-( Но факт есть факт.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/