Ощущения и восприятия - это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Все анализаторы состоят из трех отделов:
- периферического рецептора (глаз, ухо, и т.д.);
- нерва-проводника
- центра в коре головного мозга.
Каждый образ, создаваемый на основе действия анализатора – это комплекс условных связей, а не простое (зеркальное) отражение.
Слуховые восприятия, как и зрительные, являются следствием выработанных в прошлом условных связей, они – результат жизненного опыта. То, что может слышать ребенок, зависит от качества условных связей, сформировавшихся ранее.
Главное, чтобы ребенок умел вслушиваться или рассматривать, а не загружать его анализаторы непомерным количеством раздражителей. Мельтешение изображений (телевизор) или музыка в качестве фона только притупляют работу соответствующих центров, а не развивают. Именно умение самым тщательным образом обработать поступающую информацию ценно для развития мыслительных способностей, а не поверхностное пропускание через себя, без всякой обработки.
Большое заблуждение считать, что чем сильнее нагружен анализатор (в данном случае – чем больше звуков слышит ребенок), тем лучше он будет работать. Это не так, но чем лучше и тщательнее обрабатывает анализатор информацию, тем больше условных связей создается, тем лучше для развития мышления.
Еще в младенчестве ребенок выстраивает особый гармонический звуковой ряд. В этом ему помогают, в первую очередь, мамины колыбельные и различные попевки и потешки.
Что же должен слушать ребенок? Древние греки, преуспевшие в развитии многих искусств, говорили: «Лучший музыкальный инструмент – человеческий голос». Для того, чтобы петь малышу потешки, совсем не нужно обладать особым музыкальном даром. Одна и та же песенка, исполняемая мамой или другим близким человеком, для развития ребенка значит намного больше, чем «Золотая коллекция дисков». Ведь мама не может дважды пропеть одну песенку одинаково – интонации зависят от множества факторов. Голосовые связки изменяют звучание при разной погоде и влажности, физическом и моральном состоянии, и т.п. А что же запись? Аудио-запись песни будет предлагать ребенку только один интонационный вариант, отчего слуховое восприятие не развивается. У нас с вами слуховое восприятие не столь тонко настроено, как у малыша, и нам не заметна разница, а для ребенка в маминой песне явны все малейшие оттенки. Кроме того, наше ухо «изобретено» куда раньше любых воспроизводящих звук устройств, правда? Поэтому для развития слухового восприятия годится только «живая» музыка, какое бы ни было современное устройство для воспроизведения, оно все равно искажает звук. Прослушивать любые аудиозаписи лучше не ранее 5-6 лет.
Мне задали вопрос по поводу «Классики для малышей», дисков «Бэби-Эйнштейн» и прочего. Первое – я считаю, что современные аранжировщики, «адаптирующие» музыку, куда менее талантливы, нежели великие композиторы. Второе – наше ухо не умеет так тонко слышать, как хотелось бы. А ведь кроме основной мелодии в произведении есть еще много чего, что нужно слышать! Зачем же его обеднять?
Еще один существенный аргумент в пользу природных звуков: ребенок должен уметь определить источник звука. Например, вы гуляете с малышом, и слышите пение птицы. Ребенок вертит головкой, желая увидеть источник звука, и когда находит, показывает туда пальчиком. При слушании любых воспроизводящих средств звук заранее «статичен» и имеет постоянный источник.
Любой «натуральный» звук в смысле развития слухового восприятия важнее, чем все специально разработанные средства. Ведь в природе есть уникальное разнообразие частот! Лучше слушать чириканье воробьев или бульканье воды, нежели «развивать» слух электронной музыкой. Мы уже говорили об этом в теме игрушки – купите простейшие музыкальные инструменты: бубен, дудку и т.п. , пусть ребенок свободно ими играет. Помните, что обучение на настоящих музыкальных инструментах в дошкольном возрасте возможно только на основе свободной импровизации, любая игра по нотам относится к изучению знаковых систем, и нежелательна до 7 лет.
«Ваш ребенок слишком развит интеллектуально, поэтому и проблемы в эмоциональной сфере», — таков был вердикт психолога, к которой мы пришли с 4-летней дочкой с жалобами на истерики, страхи и трудности в общении. Неужели можно навредить ребенку, развивая его умственные способности? А как же мнение о необходимости усиленного развития именно в раннем детстве, ведь после трех уже поздно?
В журналах, в книгах, в Интернете много говорится о плюсах раннего развития. Но найти информацию о минусах сложнее. По крайней мере, когда я была молодой восторженной мамой, стремившейся дать ребенку все самое лучшее, мне не встретилось никакой негативной информации. Мне и в голову не приходило, что можно навредить занятиями, которые нам обеим приносили лишь радость...
После разговора с психологом я стала искать мнения специалистов против раннего развития. И, к своему удивлению, нашла. Результатами своих поисков хочу поделиться с вами.
Негармоничное развитие
Многие психологи говорят об опасности дисгармонического развития ребенка — опережающего развития интеллектуальной сферы в ущерб другим. Особенно часто при этом страдает психоэмоциональное развитие малыша.
Но мы же все хотим видеть своих детей всесторонне и гармонично развитыми... Стремимся чуть ли не с пеленок записать в развивающие студии... На это психолог, к которой мы обращались за помощью, лишь развела руками и привела пример сообщающихся сосудов в физике — помните из школьной программы, если где-то прибавилось, то где-то, соответственно, убавилось.
Получается, что раннее, преждевременное развитие интеллекта — вообще явление нездоровое. Ведь есть четко выявленные периоды развития ребенка. Раннее детство — время конкретного мышления. Абстрактная деятельность, например изучение букв и цифр, — неестественна для детей младшего возраста. Зачатки логического мышления формируются лишь к концу дошкольного периода, а окончательно формируются лишь к подростковому возрасту. Есть также периоды сензитивности — наилучшее естественное время для развития определенных способностей и формирования навыков.
Специалист в области начального образования, кандидат психологических наук Алексей Кушнир пишет: «Исходя из сензитивности, надо учить тому, что ребенок легко может усвоить. Мы же «вталкиваем» в детей теоретические понятия и гордимся тем, что «втолкнули». А время, которое можно было бы потратить на более адекватные для его развития процессы, мы протранжирили. Мы не дали ему предметную деятельность, не дали ритмику, не загрузили моторику, не пробудили эмоциональную отзывчивость и т. д. Мы затормозили его собственные тенденции и не дали проявиться его одаренности, если она была. То есть школа, «заточенная» под раннее развитие, губит внутренний потенциал в ребенке. Зачем учить ребенка теоретическим понятиям сейчас и тратить на это 120 уроков в год, если этот же материал учитель может дать в пятом классе с тем же эффектом, но за 10 уроков?»
В свою очередь, известный детский психиатр Галина Козловская утверждает: «Преждевременная интеллектуальная тренировка ведет к перенапряжению структур мозга. Это чрезмерная нагрузка на левое полушарие, височные области и лоб. В результате — лишая ребенка возможности проходить нормальные этапы развития, его на всю жизнь делают ущербным. Психика его расшатывается и впоследствии он будет плохо развиваться».
Неразвитые чувства
Многие психологи отмечают, что раннее обучение приводит к недоразвитию эмоций, неумению чувствовать, сопереживать, нормально общаться.
У моего ребенка были эмоциональная неустойчивость, частые перепады настроения, истерики, неустойчивая самооценка, плаксивость и инфантилизм.
По наблюдениям психолога Татьяны Шишовой «раннеразвитые» дети не умеют играть, особенно в ролевые игры, что приводит к деформации личности. Ведь ролевая игра — это и познание мира, и школа общения, и возможность примерить на себя разные социальные роли.
Другая проблема — раннее взросление. Часто уходит детская непосредственность, радость жизни, вера в чудо...
Трудности в общении
Психологи утверждают, что довольно часто у «раннеразвитых» детей возникают проблемы с адаптацией в обществе. В одних случаях они отстранены от мира, не стремятся к общению, смотрят на сверстников свысока. В других — потребность в общении есть, но эти дети просто не умеют общаться. Сверстники же, в свою очередь, часто отвергают тех, кто отличается от них, кто умнее их.
Влияние на здоровье
Дочка моей подруги — умница, веселый, очень развитый ребенок двух лет. Мама очень много занималась с ней, девочка рано начала говорить, но в два года стала заикаться. По мнению врачей, за слишком развитым сознанием не успевают органы речи. Заиканием довольно часто страдают очень развитые, впечатлительные дети. Для лечения советуют успокоительные, снижение нагрузки как интеллектуальной, так и эмоциональной.
А статья невролога Елизаветы Меланченко так и называется: «Я — против раннего развития».
Она рассказывает о своих маленьких пациентах с нервными тиками, головными болями, недержанием мочи. И все это вызвано чрезмерной интеллектуальной нагрузкой, после уменьшения которой происходит улучшение состояния детей.
Но почему ранняя интеллектуальная деятельность может навредить? «Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение, и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.
Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты».
Если ребенок склонен к психическим нарушениям, то при чрезмерных нагрузках они могут проявиться раньше и острее.
Практикующий психотерапевт Наталья Писаренко также говорит о психосоматических заболеваниях (гастрит, бессонница), связанных с большой интеллектуальной нагрузкой.
Проблемы в школе
Заведующая лабораторией проблем развития одаренности Московского психолого-педагогического института Виктория Юркевич обвиняет неправильно организованное раннее развитие в большом количестве проблем у школьников. Часто такие дети не хотят учиться в школе, так как уже устали от учебы. Вместо этого, если в детстве они не наигрались, они усиленно ищут развлечения, играют «под партами». С другой стороны, современная школа часто не готова принять «слишком развитых» детей, они обычно только мешают учебному процессу.
Еще одна проблема — такие дети часто не готовы к однообразной деятельности, к приложению постоянных целенаправленных усилий для достижения цели. Ведь в младших классах они и так «все знали». А занимаясь по методикам раннего развития, дети привыкли усваивать знания в игре без напряжения. В школе же без умения трудиться, преодолевая себя, часто не обойтись.
Сомнительность результатов
Дает ли раннее интеллектуальное развитие преимущество в жизни? Многие авторы отмечают, что в школе и вузе «раннеразвитые» дети никакими особыми способностями не отличаются. А по мнению психологов Татьяны Шишовой и Ирины Карпенко, вообще в подростково-юношеском возрасте эти дети отличаются неспособностью к обобщениям, логическому переносу, мыслят шаблонно.
В свою очередь, известный американский психолог, автор многих книг по психологии Эда Ле Шан тоже выступает против раннего развития: «Отсутствие внешней стимуляции развития не исключает того факта, что в то далекое время было столько же умных и столько же не очень умных детей, как и сейчас. Мне кажется, что теория раннего обучения младенцев стала причиной многих эмоциональных расстройств, в том числе детской бессонницы».
«Каждому овощу свое время» — так называется одна из глав книги «Чтобы ребенок не был трудным: воспитание детей от 4 до 14 лет» психолога Татьяны Шишовой, в которой она предостерегает родителей от чрезмерного увлечения идеями раннего развития. «Забегая вперед, заставляя его интересоваться теми вещами, которые в силу возраста бывают ему трудно доступны, взрослые не стимулируют, а, наоборот, убивают детскую любознательность».
Сам лозунг, что учить годовалого ребенка легче, ставится под сомнение. Если начать учить буквы с ребенком в 6 месяцев, он выучит их за полтора года, а если в 6 лет — за 2 недели. И это совсем еще не поздно! Ведь Рихард Вагнер начал учиться музыке в 15 лет, а Поль Гоген начал рисовать в 26...
Ну и наконец, говоря о последствиях раннего развития, психолог Юлия Бабаева приводит интересный пример: «В психологии есть два известных имени из ХIХ века — шотландский экономист Джеймс Милль и его сын Джеймс Стюарт Милль. Отец развил своего ребенка до феноменальных способностей. Вот только сын, в 20 дет страдающий тяжелейшей депрессией, сказал: «В детстве у меня не было детства».
Как видно из статьи, мнения есть разные — есть сторонники раннего развития ребенка, и есть те, кто против. Я придерживаюсь точки зрения, что истина — где-то посередине. Все хорошо в меру.
Есть примеры, когда дети отстают в развитии, так как родители совершенно не занимались ими в детстве, и эти пробелы потом очень трудно заполнять. Но при этом есть такие ситуации, когда все внимание родителей направлено именно на развитие интеллекта ребенка, при этом из вида выпускается физическое развитие (занятия спортом), развитие творческого потенциала ребенка (рисование, лепка), развитие психоэмоциональной сферы (чтение сказок). В итоге, ему уже не интересно бегать со сверстниками, они бегают быстрее, да и не так быстро устают. Да и бег для них — приятное, радостное занятие, а не ерунда, на которую не понятно для чего тратить время «маленькому гению». Может быть, я в чем-то преувеличиваю, но с чем я согласна на все сто процентов, так это с тем, что у детей должно быть детство. А раннеразвитые дети похожи на маленьких «старичков» — такие же умные, рассудительные и малоподвижные.
Вот и возникает вопрос — чем расплачивается ребенок за свое раннее развитие? Я не думаю что ребенок, в 15 лет поступивший в вуз, счастлив. Он для всех возрастных категорий чужой — для сверстников «слишком умный», для однокурсников «слишком маленький»...
Родители, подумайте обо всем вышесказанном и выберите золотую середину.
Светлана Фурс
www.detki.lv