О письме
http://deti-v-semje.livejournal.com/в данной статье я буду по умолчанию принимать, что ребенок учится писать только на родном языке. изучение иностранных это отдельная тема, но основные принципы и там сохраняются.
1 - обучение грамотности должно быть продиктовано практической необходимостью ребенка, а не внешними целями вроде "необходимо подготовиться к школе", "Вася уже умеет, а ты нет!" и т.п. У ребенка должна появиться потребность в письме - чтобы он мог подписать свой рисунок или поделку, поздравление родным, записать что-то интересное из своей жизни, записать что-то придуманное (сказку и т.п.).
2 - ребенок должен писать, а не печатать на компьютере. вполне возможно, что дети это осваивают параллельно, но все же "удельный вес" письма от руки должен быть гораздо больше, нежели печатания. мозг ребенка устроен таким образом, что прописывание помогает осмыслить, при печатании не заняты все те мышцы и ребенок делает меньше движений, соответственно, информация, поступающая в мозг, обедняется. разные утопические теории вроде "современным детям письмо вообще ни к чему, у них давно планшеты с рождения" останутся утопическими. всем родителям нужно запомнить: человек всегда должен оставаться умнее любых механизмов, и никакие аппараты никогда не заменят человеческого мозга и человеческих рук! поэтому в детстве нужно развивать и то, и другое - и мышление, и руки, а не умение нажимать на кнопки и сидеть у экрана.
3 - в любых познавательных действиях ребенка должен быть смысл и практическая направленность. то есть, учиться подписывать свое имя на рисунке или подписывать открытку бабушке - здесь есть смысл, сделать по образцу много-много копий в прописи - смысла никакого. можно отлично обойтись без прописей, если только понять одно важное правило: умение держать строку, писать равновеликие буквы, делать расстояния между словами и писать довольно похоже на образец развивается и тогда, когда ребенок не пользуется прописями вообще! умение соблюдать строку зависит от общей координации и развития моторики и зрелости мозга, а не от того, сколько прописей вы используете и как часто. постепенно, даже если ребенок пишет на неразлинованных листах, у него появляется строчка (поначалу буквы лезут, куда хотят, потом как-то организуются). точно так же с похожестью на образец - я уверена, что достаточно предложить ребенку образец (дать ему изображения букв, а не просить его обводить по пунктирной линии), и пусть он сам пытается их написать. да, поначалу это требует от взрослых больших усилий - отгадать, какую букву написал ребенок :), но постепенно буквы приобретают знакомые очертания. если ребенок сам продумывает, как их написать, и делает это осмысленно (пишет письмо, а не заполняет страницу прописи), и действует методом проб и ошибок, он лучше анализирует и вообще мыслит, нежели когда бесконечно повторяет образец. ВОобще усиленная работа по прописям напоминает мне, как Вишенка должен был написать десять тысяч раз "я нехороший мальчик". со слитным письмом вообще не нужно торопиться, и если вы на домашнем обучении, я бы советовала не наседать на него сразу в 1 классе, а сначала научиться хорошенько писать и полюбить этот процесс, потом постепенно освоить слитное написание. то же и с вопросом, когда начинать писать буквы - не строго в пять лет, а если мелкая моторика готова и если потребность сформирована.
4 - с правильным написанием то же самое, что с образцом букв - мы должны научить ребенка письменно излагать свои мысли, а не напичкать "правилами правописания согласных". пусть он поначалу пишет нечитаемую абракадабру - буквы зеркальные, пляшут по всей странице, разного размера, не те, которые есть в слове, и наоборот - тех, которые есть, не пишет :) для первых опытов письма очень важно не сбивать ребенка, "как правильно писать это слово". Для него и так огромный труд процесс письма сам по себе. Чем больше ребенок практикуется, тем лучше он будет писать. Ребенок все внимание сосредотачивает на том, чтобы мысль не убежала, и чтобы слова не разбегались со странички, при этом взрослые наседают на него с правилами и образцами! Это можно сравнить с тем, как если бы годовасик шатко учился ходить, а взрослый требовал от него маршировать, как солдат на плацу. Всему свое время - мозг ребенка дозреет, рука напрактикуется, и в один прекрасный момент он сделает самостоятельное открытие, что не все слова пишутся так, как слышится. Для этого нужно не только уметь читать! (есть люди, читающие много и при этом безграмотно пишущие), для этого необходимо достаточное развитие восприятие (идем по тэгу развитие детей в раннее детство и дошкольный возраст) и способность анализировать слова. ВОт эту способность анализировать душат, когда ребенок учится писать! Потому что сам, проговаривая про себя слова, пытаясь определить, какие же буквы и в каком порядке записывать, он проделывает гигантскую мыслительную работу. Детского внимания не хватает на несколько дел сразу - либо писать, либо грамотно.
Придумайте для ребенка много практических заданий, что писать: начиная от подписи своего имени на рисунке, и так далее, усложняя задачу от 2-3 слов до цельного текста, например, письма или записи как провел интересный день (с иллюстрациями, можно, например, вести дневник событий), или записи своих выдумок, игр, сказок. Что можно написать: список дней рождений своих родных и друзей; вести переписку; подписать свои ящики с игрушками; подписать растения (сделать таблички) и тп; записать впечатления о книге; писать книгу (каждая страница - несколько слов плюс рисунок); записывать наблюдения за природой; переписать текст понравившейся песни и тп. Давая ребенку бессмысленную работу на копирование образцов, педагоги потом удивляются - почему он после трех лет этого не хочет писать сочинения? УДивительно, правда? начните с того, что письмо - это не отдельно взятый механический навык, а изложение собственных мыслей. и тогда мелкие вопросы по поводу пособий и прописей разрешатся сами собой.
</p>